Каталог заданий.
Экосистемы и присущие им закономерности и характеристики
Версия для печати и копирования в MS Word
1
Задание № 252
i

Де­гра­да­ция поч­вен­но­го по­кро­ва Земли и опу­сты­ни­ва­ние тер­ри­то­рий яв­ля­ет­ся при­ме­ром:



2
Задание № 1352
i

На­ли­чие в во­до­е­ме, на бе­ре­гу ко­то­ро­го рас­по­ло­же­на го­род­ская боль­ни­ца, воз­бу­ди­те­ля ин­фек­ци­он­ных бо­лез­ней, яв­ля­ет­ся при­ме­ром



3
Задание № 1402
i

Ис­то­ще­ние ми­ро­вых за­па­сов прес­ной воды яв­ля­ет­ся при­ме­ром:



4
Задание № 1452
i

Раз­ру­ше­ние озо­но­во­го экра­на пла­не­ты и по­яв­ле­ние озо­но­вых дыр  — это при­мер:



5
Задание № 1502
i

Вы­со­кий уро­вень шума в мик­ро­рай­о­не го­ро­да, рас­по­ло­жен­ном вб­ли­зи аэро­пор­та, яв­ля­ет­ся при­ме­ром:



6
Задание № 1553
i

Ком­по­нент био­це­но­за, вклю­ча­ю­щий в себя опре­де­лен­ные живые ор­га­низ­мы,  — это:



7
Задание № 1603
i

Ком­по­нент био­це­но­за, вклю­ча­ю­щий в себя опре­де­лен­ные живые ор­га­низ­мы  — это:



8
Задание № 1653
i

Ком­по­нент био­це­но­за, вклю­ча­ю­щий в себя опре­де­лен­ные живые ор­га­низ­мы,  — это:



9
Задание № 1703
i

Аг­ро­э­ко­си­сте­мой яв­ля­ет­ся:



10
Задание № 1753
i

Ав­то­троф­ные ор­га­низ­мы, син­те­зи­ру­ю­щие ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства из не­ор­га­ни­че­ских,  — это:



11
Задание № 1803
i

При­зна­ки от­да­лен­ных эво­лю­ци­он­ных пред­ков, ко­то­рые были утра­че­ны видом в ходе эво­лю­ции, но ино­гда про­яв­ля­ют­ся у не­ко­то­рых осо­бей как от­кло­не­ние от нормы,  — это:



12
Задание № 1915
i

Гра­нит яв­ля­ет­ся при­ме­ром ... ве­ще­ства био­сфе­ры:



13
Задание № 1967
i

Пе­ре­ход двух­ва­лент­но­го же­ле­за в трех­ва­лент­ное в ре­зуль­та­те жиз­не­де­я­тель­но­сти живых ор­га­низ­мов яв­ля­ет­ся при­ме­ром про­яв­ле­ния ... функ­ции жи­во­го ве­ще­ства био­сфе­ры:



14
Задание № 2208
i

Ос­нов­ной функ­ци­ей крах­ма­ла в живых ор­га­низ­мах яв­ля­ет­ся:



15
Задание № 2258
i

Ос­нов­ной функ­ци­ей ин­су­ли­на в живых ор­га­низ­мах яв­ля­ет­ся:



16
Задание № 2600
i

За­ви­си­мость жиз­не­де­я­тель­но­сти ор­га­низ­ма от элек­тро­маг­нит­но­го из­лу­че­ния оп­ти­че­ско­го диа­па­зо­на вы­ра­жа­ет­ся сим­мет­рич­ной ку­по­ло­об­раз­ной кри­вой. Пре­де­лы вы­нос­ли­во­сти по дан­но­му фак­то­ру со­став­ля­ют 190–490 нм. Опре­де­ли­те эко­ло­ги­че­ский оп­ти­мум (нм) ор­га­низ­ма по от­но­ше­нию к элек­тро­маг­нит­но­му из­лу­че­нию оп­ти­че­ско­го диа­па­зо­на.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в виде це­ло­го числа, еди­ни­цы из­ме­ре­ния не ука­зы­вай­те. На­при­мер: 150.


Ответ:

17
Задание № 2623
i

За­ви­си­мость жиз­не­де­я­тель­но­сти ор­га­низ­ма от элек­тро­маг­нит­но­го из­лу­че­ния оп­ти­че­ско­го диа­па­зо­на вы­ра­жа­ет­ся сим­мет­рич­ной ку­по­ло­об­раз­ной кри­вой. Пре­де­лы вы­нос­ли­во­сти по дан­но­му фак­то­ру со­став­ля­ют 220–460 нм. Опре­де­ли­те эко­ло­ги­че­ский оп­ти­мум (нм) ор­га­низ­ма по от­но­ше­нию к элек­тро­маг­нит­но­му из­лу­че­нию оп­ти­че­ско­го диа­па­зо­на.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в виде це­ло­го числа, еди­ни­цы из­ме­ре­ния не ука­зы­вай­те. На­при­мер: 150.


Ответ:

18
Задание № 54
i

В лес­ном мас­си­ве на каж­дом гек­та­ре пло­ща­ди на­счи­ты­ва­ет­ся в сред­нем 120 эк­зем­пля­ров ели. Эти дан­ные ха­рак­те­ри­зу­ют:



19
Задание № 153
i

Одной из при­чин опу­сты­ни­ва­ния зе­мель яв­ля­ет­ся:



20
Задание № 304
i

Какую функ­цию жи­во­го ве­ще­ства био­сфе­ры ил­лю­стри­ру­ет обмен О_2 и \ChemFormCO_2 между жи­вы­ми ор­га­низ­ма­ми и окру­жа­ю­щей сре­дой в про­цес­се фо­то­син­те­за и ды­ха­ния?



21
Задание № 603
i

Одной из при­чин опу­сты­ни­ва­ния зе­мель яв­ля­ет­ся:



22
Задание № 653
i

При­чи­ной воз­ник­но­ве­ния пар­ни­ко­во­го эф­фек­та яв­ля­ет­ся:



23
Задание № 703
i

Одной из при­чин за­гряз­не­ния вод­ной среды яв­ля­ет­ся:



24
Задание № 753
i

Одной из при­чин опу­сты­ни­ва­ния зе­мель яв­ля­ет­ся:



25
Задание № 953
i

Одной из при­чин за­гряз­не­ния вод­ной среды яв­ля­ет­ся:



26
Задание № 1003
i

Одной из при­чин опу­сты­ни­ва­ния зе­мель яв­ля­ет­ся:



27
Задание № 1053
i

При­чи­ной воз­ник­но­ве­ния пар­ни­ко­во­го эф­фек­та яв­ля­ет­ся:



28
Задание № 2386
i

Чрез­мер­ное уве­ли­че­ние кон­цен­тра­ции уг­ле­кис­ло­го газа в ат­мо­сфе­ре  — это одна из при­чин:



29
Задание № 2413
i

На схеме изоб­ра­же­на пи­ще­вая сеть, со­сто­я­щая из паст­бищ­ных цепей (виды обо­зна­че­ны бук­ва­ми; стрел­ки ука­зы­ва­ют на­прав­ле­ние пе­ре­хо­да энер­гии между ви­да­ми; про­ду­цен­ты яв­ля­ют­ся ис­клю­чи­тель­но ав­то­тро­фа­ми).

Опре­де­ли­те сум­мар­ное ко­ли­че­ство видов, ко­то­рые яв­ля­ют­ся кон­су­мен­та­ми II по­ряд­ка в какой-либо из цепей дан­ной пи­ще­вой сети.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­рой, еди­ни­цы из­ме­ре­ния не ука­зы­вай­те. На­при­мер: 5.


Ответ:

30
Задание № 2585
i

Опре­де­ли­те, какой тип свя­зей по­пу­ля­ций в био­це­но­зах опи­сан в каж­дом при­ме­ре:

При­мер

A)  жуки-усачи по­еда­ют кору и дре­ве­си­ну сосны

Б)  жуки-на­воз­ни­ки пе­ре­но­сят са­про­троф­ных кле­щей

B)  мел­кие на­се­ко­мые в жару кон­цен­три­ру­ют­ся в тени дер­но­вин ко­вы­ля

Г)  вы­де­ле­ния кор­ней бе­ре­зы под­ще­ла­чи­ва­ют почву, что де­ла­ет ее более бла­го­при­ят­ной для роста и раз­ви­тия дуба

Тип свя­зей

1)  то­пи­че­ские

2)  фо­ри­че­ские

3)  тро­фи­че­ские

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер:А5Б5ВЗГ2.


Ответ:

31
Задание № 2624
i

Опре­де­ли­те, какой тип свя­зей по­пу­ля­ций в био­це­но­зах опи­сан в каж­дом при­ме­ре:

При­мер

A)  ли­чин­ки жука-пла­вун­ца пи­та­ют­ся маль­ка­ми плот­вы

Б)  па­у­тин­ные клещи вы­са­сы­ва­ют сок из ли­стьев смо­ро­ди­ны

B)  во­ро­бей ис­поль­зу­ет кло­чья шер­сти со­ба­ки для устрой­ства гнез­да

Г)  под по­ло­гом елей про­из­рас­та­ют те­не­лю­би­вые рас­те­ния, на­при­мер кис­ли­ца

Тип свя­зей

1)  то­пи­че­ские

2)  тро­фи­че­ские

3)  фаб­ри­че­ские

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер:А5Б5ВЗГ2.


Ответ:

32
Задание № 55
i

На ма­те­ри­ко­вой части био­сфе­ры наи­боль­шей био­мас­сой об­ла­да­ют:



33
Задание № 2586
i

Ука­жи­те па­ра­мет­ры по­пу­ля­ции ка­ба­на, при ко­то­рых ре­ко­мен­ду­ет­ся вы­бо­роч­ный от­стрел осо­бей:

 

1)  умень­ше­ние ем­ко­сти среды;

2)  низ­кая аб­со­лют­ная рож­да­е­мость;

3)  уве­ли­че­ние до­ступ­ных за­па­сов корма;

4)  уве­ли­че­ние чис­лен­но­сти боль­ных и ослаб­лен­ных осо­бей;

5)  рав­но­мер­ное со­от­но­ше­ние осо­бей раз­но­го пола и раз­ных воз­раст­ных групп.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми (по­ря­док за­пи­си цифр не имеет зна­че­ния). На­при­мер: 15.


Ответ:

34
Задание № 2625
i

Ука­жи­те па­ра­мет­ры по­пу­ля­ции дуба обык­но­вен­но­го, при ко­то­рых ре­ко­мен­ду­ет­ся вы­бо­роч­ная вы­руб­ка де­ре­вьев:

 

1)  вы­со­кая плот­ность;

2)  умень­ше­ние ем­ко­сти среды;

3)  рав­но­мер­ное со­от­но­ше­ние де­ре­вьев раз­ных воз­раст­ных групп;

4)  низ­кая чис­лен­ность па­ра­зи­тов и воз­бу­ди­те­лей за­бо­ле­ва­ний дуба;

5)  слу­чай­ное про­стран­ствен­ное рас­пре­де­ле­ние де­ре­вьев на за­ни­ма­е­мой тер­ри­то­рии.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми (по­ря­док за­пи­си цифр не имеет зна­че­ния). На­при­мер: 15.


Ответ:

35
Задание № 209
i

Ука­жи­те пра­виль­но со­став­лен­ную паст­бищ­ную цепь пи­та­ния:



36
Задание № 1159
i

Ука­жи­те пра­виль­но со­став­лен­ную паст­бищ­ную цепь пи­та­ния:



37
Задание № 1209
i

Ука­жи­те пра­виль­но со­став­лен­ную паст­бищ­ную цепь пи­та­ния:



38
Задание № 1259
i

Ука­жи­те пра­виль­но со­став­лен­ную паст­бищ­ную цепь пи­та­ния:



39
Задание № 1309
i

Ука­жи­те пра­виль­но со­став­лен­ную паст­бищ­ную цепь пи­та­ния:



40
Задание № 1359
i

Вы­бе­ри­те утвер­жде­ния, верно ха­рак­те­ри­зу­ю­щие по­пу­ля­цию:

а)  удель­ная рож­да­е­мость  — это ко­ли­че­ство осо­бей, рож­ден­ных в по­пу­ля­ции за еди­ни­цу вре­ме­ни в рас­че­те на одну особь;

б)  в рас­ту­щих по­пу­ля­ци­ях име­ют­ся особи всех воз­раст­ных групп;

в)  по­вы­ше­ние плот­но­сти по­пу­ля­ции никак не ска­зы­ва­ет­ся на объ­е­ме по­треб­ля­е­мой по­пу­ля­ци­ей пищи.



41
Задание № 2345
i

Для трех видов живых ор­га­низ­мов (a−в) были уста­нов­ле­ны диа­па­зо­ны пе­ре­но­си­мых тем­пе­ра­тур:

а)  от −20 °С до +35 °С; б) от −10 °С до +55 °С; в) от +5 °С до +50 °С.

Рас­по­ло­жи­те дан­ные виды в по­ряд­ке уве­ли­че­ния их эко­ло­ги­че­ской пла­стич­но­сти:



42
Задание № 2389
i

Для трех видов живых ор­га­низ­мов (a−в) были уста­нов­ле­ны диа­па­зо­ны пе­ре­но­си­мых тем­пе­ра­тур:

а)  от −15 °С до +10 °С; б) от −10 °С до +40 °С; в) от +2 °С до +42 °С.

Рас­по­ло­жи­те дан­ные виды в по­ряд­ке уве­ли­че­ния их эко­ло­ги­че­ской пла­стич­но­сти:



43
Задание № 2453
i

Совы, цапли, аисты на сезон раз­мно­же­ния об­ра­зу­ют по­сто­ян­ные пары, тогда как глу­ха­ри и те­те­ре­ва таких пар не об­ра­зу­ют. Это опи­са­ние ха­рак­те­ри­зу­ет ... по­пу­ля­ций:



44
Задание № 2497
i

Глу­ха­ри, те­те­ре­ва, фа­за­ны се­мей­ных пар не об­ра­зу­ют, о вы­вод­ке за­бо­тит­ся самка. Это опи­са­ние ха­рак­те­ри­зу­ет... по­пу­ля­ций:



45
Задание № 111
i

На пой­мен­ном лугу в цепи пи­та­ния от­сут­ству­ют два эле­мен­та (обо­зна­че­ны циф­ра­ми I и II):

мят­лик → I → жаба → II.

Вос­ста­но­ви­те воз­мож­ную цепь пи­та­ния, ис­поль­зуя ор­га­низ­мы:

 

а  — квак­ша

б  — божья ко­ров­ка

в  — ку­кол­ка бе­лян­ки

г  — жу­равль

д  — жук-ли­сто­ед

е  — уж



46
Задание № 561
i

В лист­вен­ном лесу в цепи пи­та­ния от­сут­ству­ют два эле­мен­та (обо­зна­че­ны циф­ра­ми I и II):

ле­щи­на → I → ку­ни­ца → II.

Вос­ста­но­ви­те воз­мож­ную цепь пи­та­ния, ис­поль­зуя ор­га­низ­мы:

 

а  — са­ла­манд­ра

б  — белка

в  — яст­реб

г  — по­лев­ка

д  — саль­ви­ния

е  — божья ко­ров­ка



47
Задание № 811
i

В прес­но­вод­ном во­до­е­ме в цепи пи­та­ния от­сут­ству­ют два эле­мен­та (обо­зна­че­ны циф­ра­ми I и II):

хло­рел­ла → I → даф­ния → II.

Вос­ста­но­ви­те воз­мож­ную цепь пи­та­ния, ис­поль­зуя ор­га­низ­мы:

 

а  — каль­мар

б  — мо­лодь ка­ра­ся

в  — ин­фу­зо­рия

г  — го­ло­ва­стик ля­гуш­ки

д  — мо­лодь карпа

е  — скат



48
Задание № 861
i

На пше­нич­ном поле в цепи пи­та­ния от­сут­ству­ют два эле­мен­та (обо­зна­че­ны циф­ра­ми I и II):

пше­ни­ца → I → хорек → II.

Вос­ста­но­ви­те воз­мож­ную цепь пи­та­ния, ис­поль­зуя ор­га­низ­мы:

 

а  — бер­кут

б  — ку­кол­ка шел­ко­пря­да

в  — ла­сточ­ка

г  — белка

д  — го­лубь

е  — мышь



49
Задание № 911
i

В хвой­ном лесу в цепи пи­та­ния от­сут­ству­ют два эле­мен­та (обо­зна­че­ны циф­ра­ми I и II):

сосна → I → дятел → II.

Вос­ста­но­ви­те воз­мож­ную цепь пи­та­ния, ис­поль­зуя ор­га­низ­мы:

 

а  — му­ра­вей

б  — ку­кол­ка шел­ко­пря­да

в  — яст­реб те­те­ре­вят­ник

г  — ли­чин­ки жуков-ко­ро­едов

д  — ку­ни­ца

е  — сазан



50
Задание № 1361
i

На ри­сун­ке изоб­ра­же­на общая схема дей­ствия одной из форм есте­ствен­но­го от­бо­ра. Ука­жи­те при­мер дей­ствия этой формы от­бо­ра:



51
Задание № 2479
i

Про­чи­тай­те текст. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых при­ве­де­ны све­де­ния, от­но­ся­щи­е­ся к фи­зио­ло­ги­че­ско­му кри­те­рию вида Ко­жа­нок се­вер­ный:

 

(1) Ко­жа­нок се­вер­ный  — это ле­ту­чая мышь с дли­ной тела 45–64 мм и мас­сой 8–18 г. (2) Он оби­та­ет как в сплош­ных лес­ных мас­си­вах с не­боль­шим ко­ли­че­ством от­кры­тых про­странств, так и в мест­но­стях с раз­ре­жен­ны­ми участ­ка­ми леса. (3) Летом в ка­че­стве убе­жищ ис­поль­зу­ет по­строй­ки че­ло­ве­ка, по­се­ля­ясь за став­ня­ми, на­лич­ни­ка­ми, об­шив­кой стен, кар­ни­за­ми. (4) Пи­ще­вой ра­ци­он ко­жан­ка со­став­ля­ют ноч­ные ба­боч­ки, жуки и дру­гие на­се­ко­мые. (5) Он вы­ле­та­ет на охоту сразу после за­хо­да солн­ца, кор­мит­ся на про­тя­же­нии всей ночи. (6) В мае−июне самки груп­пи­ру­ют­ся в ма­те­рин­ские ко­ло­нии, в июне  — июле у них по­яв­ля­ют­ся по 1–2 де­те­ны­ша. (7) Ко­жа­нок се­вер­ный за­не­сен в Крас­ную книгу Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­русь.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми. На­при­мер: 135.


Ответ:

52
Задание № 2523
i

Про­чи­тай­те текст. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых при­ве­де­ны све­де­ния, от­но­ся­щи­е­ся к фи­зио­ло­ги­че­ско­му кри­те­рию вида Ши­ро­ко­уш­ка ев­ро­пей­ская:

 

(1) Ши­ро­ко­уш­ка ев­ро­пей­ская за­не­се­на в Крас­ную книгу Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­русь. (2) Это ле­ту­чая мышь мел­ких раз­ме­ров с дли­ной тела 45–58 мм. (3) Мор­доч­ка у нее ко­рот­кая и тупая, буль­до­жье­го типа, почти чер­ная, уши ши­ро­кие, срос­ши­е­ся у ос­но­ва­ния. (4) Оби­та­ет ши­ро­ко­уш­ка в ши­ро­ко­лист­вен­ных и сме­шан­ных лесах, часто встре­ча­ет­ся на тер­ри­то­рии на­се­лен­ных пунк­тов и окуль­ту­рен­ных ланд­шаф­тов. (5) Пи­ще­вой ра­ци­он ши­ро­ко­уш­ки со­став­ля­ют жуки, мел­кие ба­боч­ки, ко­ма­ры и дру­гие на­се­ко­мые. (6) В мае  — июне самки груп­пи­ру­ют­ся в ма­те­рин­ские ко­ло­нии, в июне  — июле у них по­яв­ля­ют­ся по 1–2 де­те­ны­ша. (7) На зиму ле­ту­чие мыши впа­да­ют в спяч­ку.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми. На­при­мер: 135.


Ответ:

53
Задание № 163
i

Две расы очан­ки, сов­мест­но оби­та­ю­щие на влаж­ных лугах, цве­тут в раз­ное время: одна  — вна­ча­ле лета, дру­гая  — во вто­рой по­ло­ви­не лета. Это при­мер изо­ля­ции:



54
Задание № 263
i

В схеме эко­ло­ги­че­ской сук­цес­сии, про­те­ка­ю­щей на тер­ри­то­рии осу­шен­но­го вер­хо­во­го бо­ло­та, от­сут­ству­ют два звена (I и II):

тра­вя­ни­стые рас­те­ния → I → бе­ре­за, осина → II.

Вос­ста­но­ви­те воз­мож­ную схему сук­цес­сии, ис­поль­зуя сле­ду­ю­щие ком­по­нен­ты:

 

а  — ку­стар­ни­ки и ку­стар­нич­ки

б  — зе­ле­ные и бурые во­до­рос­ли

в  — сосна

г  — ряска, эло­дея и дру­гие гид­ро­фи­ты

д  — под­ро­сте­ли



55
Задание № 1363
i

В схеме эко­ло­ги­че­ской сук­цес­сии, про­те­ка­ю­щей на об­на­жив­шей­ся гор­ной по­ро­де, от­сут­ству­ют два звена (I и II):

 

ли­шай­ни­ки, мхи → I → раз­но­тра­вье → II.

 

Вос­ста­но­ви­те воз­мож­ную схему сук­цес­сии, ис­поль­зуя сле­ду­ю­щие ком­по­нен­ты:

 

а)  кув­шин­ка, ряска;

б)  злаки;

в)  сосна;

г)  ла­ми­на­рия, хло­рел­ла;

д)  ку­стар­ни­ки.



56
Задание № 1413
i

В схеме эко­ло­ги­че­ской сук­цес­сии, про­те­ка­ю­щей на тер­ри­то­рии осу­шен­но­го вер­хо­во­го бо­ло­та, от­сут­ству­ют два звена (I и II):

еди­нич­ные тра­вя­ни­стые рас­те­ния → I → ку­стар­ни­ки → II

Вос­ста­но­ви­те воз­мож­ную схему сук­цес­сии, ис­поль­зуя сле­ду­ю­щие ком­по­нен­ты:

 

а  — сосна

б  — пырей, иван-чай и дру­гие травы

в  — саль­ви­ния и кув­шин­ка

г  — бе­ре­за

д  — очи­ток, по­лынь и дру­гие тра­вя­ни­стые ксе­ро­фи­ты



57
Задание № 1463
i

В схеме эко­ло­ги­че­ской сук­цес­сии за­рас­та­ния за­бро­шен­ной пашни от­сут­ству­ют два звена (I и II):

од­но­лет­ние ва­си­лек и мят­лик → I → ку­стар­ни­ки и ку­стар­нич­ки → II.

Вос­ста­но­ви­те воз­мож­ную схему сук­цес­сии, ис­поль­зуя сле­ду­ю­щие ком­по­нен­ты:

 

а  — сфаг­нум, ла­ми­на­рия

б  — пырей, матьи-ма­че­ха и дру­гие тра­вя­ни­стые мно­го­лет­ни­ки

в  — сме­шан­ный лес

г  — кув­шин­ка, эло­дея, рдест

д  — лист­вен­ный лес



58
Задание № 1513
i

B схеме эко­ло­ги­че­ской сук­цес­сии за­рас­та­ния лес­но­го мас­си­ва после по­жа­ра от­сут­ству­ют два звена (I и II):

од­но­лет­ние злаки → I →мел­ко­лист­вен­ные рас­те­ния → II.

Вос­ста­но­ви­те воз­мож­ную схему сук­цес­сии, ис­поль­зуя сле­ду­ю­щие ком­по­нен­ты:

 

а)  мно­го­лет­ние травы, ку­стар­ни­ки;

б)  саль­ви­ния, кув­шин­ка;

в)  ку­куш­кин лен, ла­ми­на­рия, клюк­ва;

г)  под­рост ели;

д)  сосна



59
Задание № 1564
i

Ука­жи­те утвер­жде­ние, верно ха­рак­те­ри­зу­ю­щее осо­бен­но­сти на­след­ствен­но­сти и из­мен­чи­во­сти че­ло­ве­ка:



60
Задание № 1614
i

Ука­жи­те утвер­жде­ние, верно ха­рак­те­ри­зу­ю­щее осо­бен­но­сти на­след­ствен­но­сти и из­мен­чи­во­сти че­ло­ве­ка:



61
Задание № 1664
i

Ука­жи­те утвер­жде­ние, верно ха­рак­те­ри­зу­ю­щее осо­бен­но­сти на­след­ствен­но­сти и из­мен­чи­во­сти че­ло­ве­ка:



62
Задание № 1714
i

Мик­ро­фи­ла­мен­ты, в от­ли­чие от мик­ро­тру­бо­чек:

а)  об­ра­зо­ва­ны двумя бел­ко­вы­ми ни­тя­ми, спи­раль­но за­кру­чен­ны­ми одна во­круг дру­гой;

б)  вхо­дят в со­став ци­тос­ке­ле­та эу­ка­ри­о­ти­че­ской клет­ки;

в)  со­сто­ят из мо­ле­кул ту­бу­ли­на;

г)  могут быст­ро рас­па­дать­ся на от­дель­ные бел­ко­вые мо­ле­ку­лы и вновь со­би­рать­ся.



63
Задание № 1764
i

Ука­жи­те осо­бен­но­сти пер­вич­ных (I) и вто­рич­ных (II) сук­цес­сий:

а)  на­чи­на­ют­ся на месте ча­стич­но раз­ру­шен­ной эко­си­сте­мы;

б)  про­те­ка­ют по­все­мест­но и по­сто­ян­но;

в)  на­чи­на­ют­ся на месте, не за­се­лен­ном жи­вы­ми ор­га­низ­ма­ми;

г)  на­чаль­ные ста­дии про­те­ка­ют срав­ни­тель­но быст­ро, а ко­неч­ные  — мед­лен­нее;

д)  более про­дол­жи­тель­ны по вре­ме­ни (до­сти­же­ние кли­мак­со­вой ста­дии обыч­но за­ни­ма­ет сто­ле­тия и ты­ся­че­ле­тия);

е)  на­чаль­ные ста­дии про­те­ка­ют срав­ни­тель­но мед­лен­но, а ко­неч­ные  — быст­рее.



64
Задание № 1814
i

На тер­ри­то­рии Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­русь за­по­вед­ни­ка­ми (I) и нацио наль­ны­ми пар­ка­ми (II) яв­ля­ют­ся:

а)  По­лес­ский;

б)  При­пят­ский;

в)  Бе­ре­зин­ский;

г)  На­ро­чан­ский;

д)  Бра­слав­ские озера;

е)  Бе­ло­веж­ская пуща.



65
Задание № 1926
i

Путем эк­зо­ци­то­за осу­ществ­ля­ет­ся:



66
Задание № 1978
i

Путем эк­зо­ци­то­за осу­ществ­ля­ет­ся:



67
Задание № 2219
i

Ука­жи­те, в каком при­ме­ре со­дер­жат­ся све­де­ния, от­но­ся­щи­е­ся к био­хи­ми­че­ско­му кри­те­рию вида:



68
Задание № 2269
i

В каком при­ме­ре со­дер­жат­ся све­де­ния, от­но­ся­щи­е­ся к био­хи­ми­че­ско­му кри­те­рию вида?



69
Задание № 65
i

К меж­ви­до­вой (I) и внут­ри­ви­до­вой (ll) кон­ку­рен­ции от­но­сят­ся при­ме­ры:

 

а)  вы­со­кая плот­ность кар­пов при вы­ра­щи­ва­нии при­во­дит к сни­же­нию массы тела от­дель­ных осо­бей; б) под грец­ким оре­хом не рас­тут дру­гие де­ре­вья, по­то­му что раз­ла­га­ю­щи­е­ся ли­стья вы­де­ля­ют в почву ток­си­че­ские ве­ще­ства, по­дав­ля­ю­щие рост се­ян­цев дру­гих видов; в) прак­ти­че­ски не­воз­мож­но в жи­ли­ще че­ло­ве­ка од­но­вре­мен­но встре­тить и чер­но­го и ры­же­го та­ра­ка­на; г) на стеб­лях кра­пи­вы можно встре­тить по­ви­ли­ку, ко­то­рая по­лу­ча­ет не­об­хо­ди­мые для ее жиз­не­де­я­тель­но­сти ве­ще­ства от рас­те­ния-хо­зя­и­на.



70
Задание № 242
i

Вы­бе­ри­те два утвер­жде­ния, ко­то­рые верно ха­рак­те­ри­зу­ют тро­фи­че­ские связи по­пу­ля­ций в био­це­но­зах:

 

1)  ос­но­ва­ны на пи­ще­вых свя­зях ор­га­низ­мов

2)  яв­ля­ют­ся одним из ме­ха­низ­мов под­дер­жа­ния жиз­не­спо­соб­но­сти по­пу­ля­ций

3)  ре­зуль­тат от­но­ше­ний от­ри­ца­те­лен для од­но­го ор­га­низ­ма и ней­тра­лен для дру­го­го

4)  при­ме­ром яв­ля­ет­ся пе­ре­нос пло­дов че­ре­ды ли­си­цей

5)  при­ме­ром яв­ля­ет­ся вы­тес­не­ние елью из-под своей кроны све­то­лю­би­вых видов

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке их воз­рас­та­ния. На­при­мер: 15.


Ответ:

71
Задание № 1192
i

Вы­бе­ри­те два утвер­жде­ния, ко­то­рые верно ха­рак­те­ри­зу­ют фо­ри­че­ские связи по­пу­ля­ций в био­це­но­зах:

 

1)  обыч­но ос­но­ва­ны на пи­ще­вых свя­зях ор­га­низ­мов

2)  один вид участ­ву­ет в рас­про­стра­не­нии осо­бей дру­го­го вида

3)  ре­зуль­тат от­но­ше­ний от­ри­ца­те­лен для од­но­го ор­га­низ­ма и ней­тра­лен для дру­го­го

4)  при­ме­ром яв­ля­ет­ся по­еда­ние тли бо­жьей ко­ров­кой

5)  при­ме­ром яв­ля­ет­ся пе­ре­нос пло­дов ле­щи­ны сой­ка­ми и бел­ка­ми

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке их воз­рас­та­ния. На­при­мер: 15.


Ответ:

72
Задание № 1242
i

Вы­бе­ри­те два утвер­жде­ния, ко­то­рые верно ха­рак­те­ри­зу­ют то­пи­че­ские связи по­пу­ля­ций в био­це­но­зах:

 

1)  вы­год­ные и обя­за­тель­ные для обоих ор­га­низ­мов

2)  один вид участ­ву­ет в рас­про­стра­не­нии дру­го­го вида

3)  встре­ча­ют­ся как среди рас­те­ний, так и среди жи­вот­ных

4)  при­ме­ром яв­ля­ет­ся пе­ре­нос цеп­ких пло­дов че­ре­ды ли­си­цей

5)  при­ме­ром яв­ля­ет­ся из­ме­не­ние усло­вий оби­та­ния для под­ро­ста и под­лес­ка де­ре­вья­ми верх­не­го яруса

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке их воз­рас­та­ния. На­при­мер: 15.


Ответ:

73
Задание № 1292
i

Вы­бе­ри­те два утвер­жде­ния, ко­то­рые верно ха­рак­те­ри­зу­ют фо­ри­че­ские связи по­пу­ля­ций в био­це­но­зах:

 

1)  в роли аген­тов рас­про­стра­не­ния часто вы­сту­па­ют жи­вот­ные

2)  ре­зуль­тат от­но­ше­ний от­ри­ца­те­лен для од­но­го ор­га­низ­ма и ней­тра­лен для дру­го­го

3)  особи од­но­го вида ис­поль­зу­ют про­дук­ты вы­де­ле­ния, мерт­вые остат­ки или живых осо­бей дру­го­го вида для своих со­ору­же­ний

4)  при­мер  — пе­ре­нос пло­дов ло­пу­ха зай­цем

5)  при­мер - по­се­ле­ние ли­шай­ни­ка на коре де­ре­ва

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке их воз­рас­та­ния. На­при­мер: 15.


Ответ:

74
Задание № 1342
i

Вы­бе­ри­те два утвер­жде­ния, ко­то­рые верно ха­рак­те­ри­зу­ют тро­фи­че­ские связи по­пу­ля­ций в био­це­но­зах:

 

1)  могут воз­ни­кать в аг­ро­це­но­зах

2)  яв­ля­ют­ся одним из ме­ха­низ­мов, вли­я­ю­щих на фор­ми­ро­ва­ние ви­до­во­го со­ста­ва

3)  особи од­но­го вида ис­поль­зу­ют про­дук­ты вы­де­ле­ния, мерт­вые остат­ки или живых осо­бей дру­го­го вида для со­зда­ния своих со­ору­же­ний

4)  при­мер  — пе­ре­нос со­ба­ка­ми пло­дов че­ре­ды

5)  при­мер  — стро­и­тель­ство гра­чом гнез­да из ве­то­чек ивы

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке их воз­рас­та­ния. На­при­мер: 15.


Ответ:

75
Задание № 644
i

Эко­ло­ги­че­ская пи­ра­ми­да охот­ни­чье­го уго­дья имеет сле­ду­ю­щий вид:

 

Кон­су­мен­ты вто­ро­го по­ряд­ка
1,2 · 102 кДж

Кон­су­мен­ты пер­во­го

по­ряд­ка

Про­ду­цен­ты
4,6 · 104 кДж

 

Ис­поль­зуя дан­ные пи­ра­ми­ды, опре­де­ли­те, раз­ре­ше­ние на от­стрел сколь­ких ко­суль(кон­су­мен­тов пер­во­го по­ряд­ка) можно вы­дать для вос­ста­нов­ле­ния эко­ло­ги­че­ско­го рав­но­ве­сия, если из­вест­но, что в теле од­но­го кон­су­мен­та пер­во­го по­ряд­ка со­хра­ня­ет­ся 200 кДж по­лу­чен­ной энер­гии. Про­цесс транс­фор­ма­ции энер­гии с од­но­го тро­фи­че­ско­го уров­ня на дру­гой про­те­ка­ет в со­от­вет­ствии с пра­ви­лом Р. Лин­де­ма­на.


Ответ:

76
Задание № 694
i

Эко­ло­ги­че­ская пи­ра­ми­да охот­ни­чье­го уго­дья имеет сле­ду­ю­щий вид:

 

Кон­су­мен­ты вто­ро­го по­ряд­ка
2,4 · 104 кДж

Кон­су­мен­ты пер­во­го

по­ряд­ка

Про­ду­цен­ты
3,2 · 105 кДж

 

Ис­поль­зуя дан­ные пи­ра­ми­ды, опре­де­ли­те, раз­ре­ше­ние на от­стрел сколь­ких вол­ков (кон­су­мен­тов вто­ро­го по­ряд­ка) можно вы­дать для вос­ста­нов­ле­ния эко­ло­ги­че­ско­го рав­но­ве­сия, если из­вест­но, что в теле од­но­го волка со­хра­ня­ет­ся 400 кДж по­лу­чен­ной энер­гии. Про­цесс транс­фор­ма­ции энер­гии с од­но­го тро­фи­че­ско­го уров­ня на дру­гой про­те­ка­ет в со­от­вет­ствии с пра­ви­лом Р. Лин­де­ма­на.


Ответ:

77
Задание № 744
i

Эко­ло­ги­че­ская пи­ра­ми­да охот­ни­чье­го уго­дья имеет сле­ду­ю­щий вид:

 

Кон­су­мен­ты вто­ро­го по­ряд­ка
2,8 · 102 кДж

Кон­су­мен­ты пер­во­го

по­ряд­ка

Про­ду­цен­ты
6,4 · 104 кДж

 

Ис­поль­зуя дан­ные пи­ра­ми­ды, опре­де­ли­те, раз­ре­ше­ние на от­стрел сколь­ких ко­суль (кон­су­мен­тов пер­во­го по­ряд­ка) можно вы­дать для вос­ста­нов­ле­ния эко­ло­ги­че­ско­го рав­но­ве­сия, если из­вест­но, что в теле од­но­го кон­су­мен­та пер­во­го по­ряд­ка со­хра­ня­ет­ся 200 кДж по­лу­чен­ной энер­гии. Про­цесс транс­фор­ма­ции энер­гии с од­но­го тро­фи­че­ско­го уров­ня на дру­гой про­те­ка­ет в со­от­вет­ствии с пра­ви­лом Р. Лин­де­ма­на.


Ответ:

78
Задание № 794
i

Эко­ло­ги­че­ская пи­ра­ми­да охот­ни­чье­го уго­дья имеет сле­ду­ю­щий вид:

 

Кон­су­мен­ты вто­ро­го по­ряд­ка
1,2 · 104 кДж

Кон­су­мен­ты пер­во­го

по­ряд­ка

Про­ду­цен­ты
2,7 · 105 кДж

 

Ис­поль­зуя дан­ные пи­ра­ми­ды, опре­де­ли­те, раз­ре­ше­ние на от­стрел сколь­ких лисиц (кон­су­мен­тов вто­ро­го по­ряд­ка) можно вы­дать для вос­ста­нов­ле­ния эко­ло­ги­че­ско­го рав­но­ве­сия, если из­вест­но, что в теле од­но­го кон­су­мен­та вто­ро­го по­ряд­ка со­хра­ня­ет­ся 300 кДж по­лу­чен­ной энер­гии. Про­цесс транс­фор­ма­ции энер­гии с од­но­го тро­фи­че­ско­го уров­ня на дру­гой про­те­ка­ет в со­от­вет­ствии с пра­ви­лом Р. Лин­де­ма­на.


Ответ:

79
Задание № 2901
i

Жи­вот­ные, оби­та­ю­щие в озере На­рочь, вхо­дят в со­став:



80
Задание № 2940
i

Флора Грод­нен­ской об­ла­сти вхо­дит в со­став:



81
Задание № 2978
i

К эко­ло­ги­че­ским про­бле­мам го­ро­да от­но­сит­ся:



82
Задание № 3017
i

К эко­ло­ги­че­ским про­бле­мам сель­ско­го хо­зяй­ства от­но­сит­ся:


Завершить работу, свериться с ответами, увидеть решения.